НАШ ПЯТИГОРСК online


Пятигорск известен во всем мире как центр курортов и лечебниц. Уникальное расположение укрепило его репутацию как исцеляющего. Воздух, климат, рельеф и подземные воды - как этому не удивляться! Но, столкнувшись с городом ближе, обнаруживаешь, что наряду с уникальностью природы здесь уникальна и архитектура. Привыкая к одним и тем же улицам, зданиям, уже не видишь их совершенной красоты. Но, попадая в другой город, внезапно сталкиваясь с чем-то сходным, восклицаешь: "Как в Пятигорске!". Не случайно, так как речь идет о городе-музее, где все гармонично и согревает душу. Наверное, полстраны отдыхало здесь и знает то тепло, которое несут в себе улочки, парки, постройки нашего города. Но только специалист может грамотно оценить композиционную гениальность, заложенную архитекторами, строителями прошлого. Мало того, нужно еще и время, чтобы облик города отстоялся, создал свою неповторимую ауру.

Пятигорск вначале был казачьим поселением, основанным в период правления Екатерины. В районе Скачек, Новопятигорска несколько позже начали обживаться новые места. Политика революции открыла новый этап в градостроительстве - "стирание с лица земли". Так был снесен храм в районе Цветника.

Мало найдется людей, особенно пятигорчан, кто станет спорить, что Цветник - это основа красоты архитектуры Пятигорска. И в этой канве храм возглавлял плеяду архитектурного комплекса парка. Прошла революция, гроза стихла, атеистические амбиции у коммунистов угомонились, и оставшаяся красота вновь радовала глаз отдыхающих.

Новый удар - перестройка. И вновь первая волна перемен пришлась на архитектуру. Но она была отбита. Средоточие культурных, интеллигентных людей сыграло свою роль: не дали смести исторические здания. Скорее, наоборот, началась реставрация.

Говорят, годы меняют облик. Почему же мы так трепетно относимся к руинам, святым местам? Да потому, что там часть нашей жизни. Приступая к изучению ансамбля в районе Цветника города Пятигорска, приходишь к выводу о связи всех построек, начиная от Академической галереи и заканчивая зданием на Скачках. Более того, композиционно все они (здания) при совмещении составляют красивейший огромный храм, возглавляемый снизу куполами бывшего действующего храма и сверху горой Эльбрус.

Подтверждением теории о воссоединении является то, что Уптон, создатель ряда зданий, и в частности Академической галереи, задумал галерею как мост, соединяющий две теснины. И направление корректируется Эоловой арфой с севера и Китайской беседкой с юга. По сути, это является архитектурным компасом. Когда тщательней присматриваешься ко всем невидимым тонкостям, понимаешь, что это произведение тончайшей композиционной сферы.

Кавказ на стыке четырех сторон света. И нет главенства башен, а есть деликатный намек на объединение. Это - увертюра, а вниз, разливаясь, блестя на солнце каскадом, льется симфония прекраснейших конструкций. Дай бог разума сохранить это великолепие, не поддаться заманчивым идеям, сохранить ту величественнейшую благодать облика Пятигорска.


Опубликовано в газете Пятигорская правда от 28.06.2007


Вернуться к выбору статьи


Пятигорск колледж
f78bf39a3bb7f039ed04cb08188584ef 0ede77df06571800195435682d97ad68